1.6.3.


1.6.3.
1.6.3. Предложения, отображающие ситуацию познания
Типовая семантика
Человек познает смысл, значение чего-л. в процессе исследования, изучения и в результате приобретает знания, получает представление о ком-, чем-л.
Базовая модель
СУБЪЕКТ — ПРЕДИКАТ ПОЗНАНИЯ — ОБЪЕКТ — СПОСОБ познания
Основные предикаты
знать, узнавать
Лексические варианты модели
1) Человек познает что-л. в процессе исследования, изучения, часто опираясь на методы научного анализа.
МСС: N1Vf ; Inf ; Vpl 3 ОРП: N4 ; N5
Пред.: анализировать что, заниматься чем, изучать что, исследовать кого-что, обобщать что, осваивать что.
Илл.: Во второй половине шестого года узник усердно занялся изучением языков, философией и историей (Ч.).
2) Человек познает что-л., приобретая какие-л. знания, навыки.
МСС: N1Vf ; Inf ; Vpl 3 ОРП: N3 ; N4 ; N5 ; Inf
Пред.: обучаться чему или с инф., овладевать чем, выучивать и учить что, выучиваться и учиться чему или с инф.
Илл.: Бывало, по вечерам все повторяют или учат уроки; я сижу себе за разговорами или вокабулами (Дост.)
Совмещенные семантические модели
1) Модель Субъект - предикат познания и сохранения - объект
Человек познает что-л., какой-л. объект, стараясь сохранить в памяти, иногда неоднократно повторяя какой-л. текст.
МСС: N1Vf ; Inf ; Vpl 3 ОРП: N4 ; (в) N6
Пред.: запечатлевать что в чем, запоминать что, разг. зубрить и вызубривать что и без доп., твердить что.
Илл.: Hо Искре было мало, что Сашка возлюбил математику с физикой, терпел литературу, мыкался на истории и с видимым отвращением зубрил немецкие слова (Б. Вас.).
2) Модель СУБЪЕКТ - ПРЕДИКАТ ПОЗНАНИЯ И УТРАТЫ ОБЪЕКТА - ОБЪЕКТ
Человек, познав что-л., утрачивает способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления.
МСС: N1Vf ; Inf ; Vpl 3 ОРП: N4 ; (о) N6
Пред.: забывать кого-что или о ком-чем, запамятовать что.
Илл.: - Могу я передать профессору из Швеции, я запамятовал его имя, несколько книг? - спросил он портье (Ю. Сем.).
3) Модель СУБЪЕКТ1 - ПРЕДИКАТ ПОЗНАНИЯ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ - СУБЪЕКТ2
Человек узнает кого-л., общаясь с ним.
МСС: N1Vf ; Inf ; Vpl 3 ОРП: (с) N5
Пред.: встречаться с кем, знакомиться с кем.
Илл.: Адриян тотчас познакомился с ним, как с человеком, в котором рано или поздно может случиться иметь нужду, и как гости пошли за стол, то они сели вместе (П.).
4) Модель СУБЪЕКТ - ПРЕДИКАТ ПОЗНАНИЯ И РЕЧЕВОГО ОБРАЩЕНИЯ - ОБЪЕКТ
Человек узнает что-л., настойчиво расспрашивая кого-л.
МСС: N1Vf ; Inf ; Vpl 3 ОРП: (до) N2 ; N4 ; (о) N6
Пред.: выпытывать что, выспрашивать что и без доп., дознаваться до чего, с прид. доп., допытываться о чем, с прид. доп..
Илл.: - А сами-то вы сочувствуете идее книги? Вы помните ее? - допытывался вождь (А. Плат.).
5) Модель СУБЪЕКТ - ПРЕДИКАТ ПОЗНАНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ - ОБЪЕКТ
Человек узнает что-л. путем зрительного, слухового или др. наблюдения.
МСС: N1Vf ; Inf ; Vpl 3 ОРП: N4
Пред.: осматривать кого что, оглядывать кого что, отличать что.
Илл.: После обеда сложился и уехал доктор, и она попросила его кланяться дому, в котором он ее осматривал весной, и всем улицам и Каме (Паст.).
6) Модель СУБЪЕКТ - ПРЕДИКАТ ПОЗНАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ - ОБЪЕКТ
Человек узнает какое-л. чувство, испытав что-л. (переживания, потрясения) на собственном опыте.
МСС: N1Vf ; Inf ; Vpl 3 ОРП: N4
Пред.: изведывать что, испытывать что, переживать что, познавать что.
Илл.: Но на своих дочерях она испытала, как не легко и не просто это, кажущееся обыкновенным, дело - выдавать дочерей замуж (Л. Т.).
7) Модель СУБЪЕКТ - ПРЕДИКАТ ПОЗНАНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ, ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ - ОБЪЕКТ
Человек узнает судьбу, будущее, прошлое в результате гадания.
МСС: N1Vf ; Inf ; Vpl 3 ОРП: (о) N6
Пред.: ворожить, гадать о чем, устар. во что и без доп.
Илл.: «Что, что, Иван Игнатьич?» - сказала комендантша, которая в углу гадала в карты (П.).
Образные семантические модели
1) Человек узнает, познает что-л., наблюдая, анализируя и т.п., составляет представление о ком-, чем-л., словно получая информацию с помощью органов чувств.
МСС: N1Vf ; Inf ; Vpl 3 ОРП: N2 ; (к) N3 ; N4 ; (в) N4
Пред.: всматриваться в кого-что, прост. вынюхивать что, заглядывать (обычно со словами «в сердце», «в душу» и т.п.), обозревать что, оглядываться, осматриваться, разг. пронюхать что, о чем и без доп., прислушаться к чему, прощупать кого, прост. разнюхать что, разг. унюхать что.
Илл.: Но там, за границей, пронюхали, и уже через месяц в Москве появился довольно приличный иностранец (И., П.).
2) Человек узнает что-л. новое, получает знания, сведения о ком-, чем-л., разбирается в чем-л. кропотливо и настойчиво, словно, прилагая физические усилия, добывает, разыскивает что-л. спрятанное, закопанное.
МСС: N1Vf ; Inf ; Vpl 3 ОРП: (до) N2 ; N4 ; (в) N6
Пред.: прост. докапываться до чего, разг. копаться в чем, разг. раскапывать что, рыться в чем.
Илл.: О миссии Хаммера сравните также у А. Солженицына, который больше моего копался в архивах (В. Сол.).
3) Человек познает что-л., будто, двигаясь, доходит до определенного места.
МСС: N1Vf ; Inf ; Vpl 3 ОРП: (до) N2 ; (на) N4
Пред.: разг. добираться до чего, набрести на что.
Илл.: Так, после долгих и мучительных попыток разгадать эту загадку, Коровин набрел на верное решение.
4) Человек познает что-л. в процессе исследования, изучения, получает истинное представление о чем-л. ранее неизвестном или скрываемом, будто делает доступным, видимым внутренность чего-л. закрытого.
МСС: N1Vf ; Inf ; Vpl 3 ОРП: N4
Пред.: вскрывать что, открывать что, раскрывать что.
Илл.: К концу статьи он так слился с ее стилем, с внезапными переходами от гнева к иронии, что стало казаться - именно он, и притом без всяких товарищей, первым заметил и смело вскрыл все наши ошибки (Ф. Иск.).
5) Человек узнает что-л. новое, получает знания, сведения поверхностного, случайного характера, будто поспешно, не разбирая, набирает множество случайных предметов.
МСС: N1Vf ; Inf ; Vpl 3 ОРП: N2
Пред.: разг. нахватать чего, разг. нахвататься чего.
Илл.: Поехав в командировку, секретарь нахватался самых разнообразных, нужных и ненужных сведений.
6) Человек узнает что-л (какие-л. сведения, данные о предмете, явлении), часто на собственном опыте, будто касаясь, тесно сближаясь с чем-л.
МСС: N1Vf ; Inf ; Vpl 3 ОРП: (к) N3 ; (с) N5
Пред.: прикасаться к чему, сталкиваться с чем.
Илл.: Штирлиц не хотел поверить в возможность сепаратного сговора... пока сам лицом к лицу не столкнулся с этим заговором (Ю. Сем.).
7) Человек узнает что-л. новое, ранее неизвестное, испытывая большой интерес, стараясь воспринять, усвоить что-л., будто вбирая знания в себя.
МСС: N1Vf ; Inf ; Vpl 3 ОРП: N4
Пред.: впивать что, впитывать что.
Илл.: Общаясь в институте с разными людьми, Алексей впитывал новые идеи и постепенно начинал понимать своих родителей.
8) Какие-л. знания, мысли и т.п. запоминаются очень хорошо, на долгое время, будто, попадая внутрь сознания, остаются там в глубине, оставляют след.
МСС: N1Vf ; Inf ОРП: (в) N4 ; (в) N6
Пред.: врезаться во что, въедаться во что, западать во что, откладываться в чем, отпечатываться в чем и без доп.
Илл.: Малейшие подробности врезались в мою память... (П.)
9) Человек узнает, получает предварительные сведения о чем-л. неизвестном (положении дел, ситуации и т.п.), будто выясняя состояние какой-л. среды с помощью специальных приборов (зондов).
МСС: N1Vf ; Inf ; Vpl 3 ОРП: N4
Пред.: зондировать что.
Илл.: Вольф отнюдь не занят поисками мира, но лишь зондирует почву для сохранения режима нацистов (Ю. Сем.).
10) Человек узнает что-л. новое об уже известном, вновь тщательно его изучая, разбираясь, пересматривая, будто встряхивая что-л. несколько раз, перекладывая по-другому.
МСС: N1Vf ; Inf ; Vpl 3 ОРП: N4
Пред.: разг. перетряхивать что.
Илл.: Психолог перетряхнул материалы дела, и состояние потерпевшего представилось ему совсем по-иному.
11) Человек, узнав кого-, что-л. (представляющее для него интерес, необычное, дорогое, душевно близкое и т.п.), запоминает объект надолго, не забывая, удерживая в памяти, будто оберегая, храня в целости что-л. нужное.
МСС: N1Vf ; Inf ; Vpl 3 ОРП: N4
Пред.: сберегать кого-что, сохранять кого-что, сохраняться.
Илл.: Его поимки, наблюдения, звук голоса в ученых словах, все это, думается мне, я сберегу (Наб.).

Экспериментальный синтаксический словарь. - М.: Флинта: Наука. . 2002.